Заочне
навчання
З цього
року відкритий всеукраїнський «Заочний курс школи пермакультури "К
Земле с любовью"»
Теоретичну частину слухачі отримують в
електронному вигляді (аудіо формат, наочні матеріали) на протязі всього курса,
який триває 9 місяців.
Практичні семінари проводяться під Києвом два
рази: восени і навесні. Перша сесія 13-17 листопада. Е можливість розміщення обмеженої кількості учасників на час
сесії в екопоселенні під Києвом.
13 листопада буде практичний семінар хольцера
по темі «Створення живих прудів», де будуть розглядатись принципи створення
прудів як стійких екосистем, формування берегів і дна, можливості використання
(кратерні сади). Семінар оплачується додатково.
14-17 листопада – будуть проходити решта
практичних занять сесії.
Навчання буде проводитись на російській мові.
Школа
здорового уклада на своей земле
«К
Земле – с любовью»
Курс: Пермакультура, как возможность построения благоприятного уклада жизни
Цель : Создание гармоничной среды обитания человека
Школа – это возможность получить полезную информацию и
приобрести практические навыки, необходимые для грамотного обустройства своей
жизни, как в загородных усадьбах, так и в городах, используя принципы
пермакультуры, экологические технологии, альтернативные виды земледелия, другие
полезные знания, приобретённые человечеством.
Введение: Понимание биосферы, биоценоза и человека как составляющих
природы.
1.
Общие экологические принципы:
1.1.
Подходы к изучению природных систем: от наблюдения к
пониманию. Почему система это не просто совокупность её элементов? Законы
Комоннера.
1.2.
Принципы превращения вещества и энергии в Природе,
круговороты. Роль растений на Земле.
1.3.
Экологические факторы, их взаимодействие. Закон минимума и
принцип толерантности.
1.4.
Принцип экологической пирамиды и «закон десяти процентов».
1.5.
Биологическое разнообразие и разнообразие экологических ниш.
2.
Понятие о природных системах, их структуре и функционирование.
2.1.
Понятие о экосистеме, ранги экосистем. Принципы развития
экосистем.
2.2.
Ландшафты, их структура и типы.
2.3.
Сообщества живых организмов: как виды сосуществуют в природе.
3.
Компоненты ландшафтов: познание и основы правильного
использования.
3.1.
Геологические породы и что они предопределяют.
3.2.
Грунт как живое тело природы.
3.3.
Поверхностные и подземные воды.
3.4.
Атмосферный и грунтовой воздух.
3.5.
Рельеф: образование, типы, особенности.
3.6.
Растительный покров: образование, развитие, типология.
4.
Природные зоны и их особенности с точки зрения хозяйствования.
4.1.
Лессовая зона: хвойные, смешанные, заболоченные леса, луга,
болота.
4.2.
Лесостепь: лиственные леса и степные луга.
4.3.
Степная зона и её растительность.
4.4.
Горные регионы.
4.5.
Долины рек и прибрежные зоны.
5.
Ландшафты, измененные человеком.
5.1.
Негативные изменения ландшафтов как следствие человеческой
деятельности. Изменения рельефа, грунтов, вод, воздуха, биоты. Возможности
позитивного изменения деградированных ландшафтов.
5.2.
Подходы к созданию культурных сообществ растений:
сельскохозяйственные угодья, пастбища, сады, огороды и т.д.
5.3.
Ландшафты населенных пунктов: принципы экологической
оптимизации.
Этап 1. Исследование участка, создание плана, составление сметы
1.
Определение цели обустройства территории.
2. Геодезическое
обследование местности:
-
определение глубины залегания и интенсивности подземных водных
потоков;
-
определение типов грунтов;
-
определение разломов земной коры;
-
определение оптимальных мест для создания водоёмов, колодцев и
скважин;
-
определение геопатогенных и благоприятных для проживания зон.
3. Определение
сторон света.
4. Почвы:
состав, рельеф, разнообразие почв на участке.
5.
Определение преимущественного направления потоков ветра.
6.
Микроклиматические зоны, их границы и особенности.
7.
Изучение местных растений, насекомых и животных.
8.
Обследование территории на наличие местных ресурсов (песок,
глина, камни, поваленные деревья, поросль деревьев и кустарников и т.д.).
9.
Определение мест для жилья, хозпостроек, сада, огорода, мест
для детских игр, мест отдыха и творческой деятельности.
10.
Взаимосвязь этих мест. Дорожки. Подъезд для транспорта и спец.
техники.
11.
Составление генерального плана участка.
12.
Дендроплан.
13.
Составление примерной сметы обустройства.
14.
Создание перспективного плана развития своей территории (что,
за чем и в какие сроки строить, садить и т.п.).
Этап 2. Вода на участке: обустройство колодцев, скважин, водоёмов,
родников, ручьёв.
1.
Вода. Значение воды.
Циркуляция воды. Фрагменты фильма о воде.
2.
Способы очистки воды от различных загрязнителей.
3.
Теоретическая информация по устройству прудов: пленочных, с
глиняным замком, естественных.
4.
Теоретическая информация по созданию и благоустройству родников.
5.
Информация по созданию колодцев.
6.
Информация по созданию локальных очистных сооружений. Очистка
серых сточных вод естественными способами.
Этап 3. Практические занятия по взаимодействию человека, местности и
растений.
1.
Как происходит общение с растением:
-
Осознанный контакт с растением.
-
Как услышать растение, что может говорить растение.
-
Умение донести свою мысль, просьбу, пожелание растению.
-
Разговор со здоровым и больным растением, понимание
потребности больного растения, лечение растения, оценка результата через время.
-
Почему разные люди могут получать разные и одинаковые
результаты.
2.
Общение с местностью:
-
Понимание особенностей местности.
-
Осознание дружественной системы: человек-местность-растения.
-
Микроклиматические зоны и их границы.
3.
Настроение, как инструмент при работе в саду: отслеживание
результатов при работе в хорошем и плохом настроении, о чем могут
сигнализировать разные аспекты настроения.
4.
Структурирование воды с помощью мысли и слова, оценка
результатов при употреблении воды, при поливе растений. Приготовление воды с заранее
заданными качествами.
5.
Контакт с сознанием дерева: отождествление, восприятие дерева,
память дерева.
6.
Деревья, цветы и местность – наши помощники: определение самых
сильных мест на земельном участке, учимся советоваться с растениями этих мест,
получать информацию, просить о помощи в решении сложных вопросов, благодарность
за ответ.
7.
Питаемся осознанно: учимся определять какие именно
растительные продукты вам необходимы в данный момент времени.
8.
Некоторые энергетические практики, которые помогают
сонастроиться с местностью и растениями:
-
Остановка бега мысли.
-
Очистка центрального канала, упражнение дождь.
-
Сонастройка с природными ритмами при помощи слышания своего
дыхания и пульса.
9.
Погода: учимся договариваться о желаемой погоде и природных
явлениях.
Этап 4. Земледелие
1.
Вводная лекция
1.1.
Существующие тенденции в современном земледелии.
1.2.
Виды альтернативного земледелия, их особенности, схожесть и различия.
1.3.
Рассмотрение принципов пермакультуры, органического земледелия,
биодинамического земледелия и др., обсуждение их применения в практической
деятельности.
1.4.
Пермакультура Зеппа Хольцера (фильмы, фото, комментарии).
1.5.
Необходимость перехода на «альтернативные» виды земледелия.
2.
Природосообразное земледелие.
2.1.
С чего начать.
2.2.
Существующие технологии «альтернативного» земледелия (ручная и
машинная обработки почвы).
2.3.
Выбор необходимой технологии.
3.
Защита растений от болезней и вредителей при «альтернативном»
земледелии.
3.1.
Промышленные биопрепараты.
3.2.
Биодинамические препараты.
3.3.
Природная аптека.
3.4.
Аллелопатия.
4.
Технологии восстановления плодородия почвы.
4.1.
Способы очистки земель от агрохимикатов и других химических
загрязнителей.
4.2.
Виды почв.
4.3.
Создание компоста.
5.
Обустройство умного огорода.
5.1.
Стационарные грядки.
5.2.
Теплые грядки.
5.3.
Высокие грядки.
5.4.
Мульчирование грядок.
5.5.
Меланжевый огород (смешанные посадки).
6.
Умный полив и питание.
7.
Садово-огородный инвентарь (фрагменты фильма о плоскорезе
Фокина).
8.
Посадка растений.
8.1.
О семенах.
8.2.
Технологии выращивания традиционных культур (злаковые, картофель,
огурцы, помидоры, тыквы, капуста, редиски, луки, салаты, кукуруза, фасоль,
пряные травы).
9.
Обустройство умного сада (часть 1).
9.1.
Планировка умного сада.
9.2.
О саженцах и сортах плодовых растений.
9.3.
Способы посадки.
10.
Обустройство умного сада (часть 2).
10.1.
Формировка вместо обрезки.
10.2.
Омоложение старого сада.
10.3.
Прививки и улучшение вкусовых качеств дичек.
11.
Устройство кратерного сада.
12.
Создание съедобного леса, выращивание съедобных грибов.
13.
Обустройство ягодников.
13.1.
Клубника и земляника.
13.2.
Малина.
13.3.
Смородина и крыжовник.
13.4.
Виноград.
13.5.
Другие ягодные культуры.
14.
Защита сада и ягодников от болезней и вредителей
биологическими методами.
15.
Теплицы. Виды теплиц.
Агротехника выращивания растений в теплицах.
16.
Теплица, как
возможность обогрева дома и использования серых сточных вод.
Этап 5. Фауна на участке
1.
Животные.
2.
Птицы.
3.
Пчеловодство.
Этап 6. Элементы ландшафтного дизайна
1. Зонирование.
2. Композиция и функциональность сада.
3. Создание
живой изгороди.
4. Устройство
лужаек, цветников.
5. Обустройство
зон отдыха.
6. Дорожки
7. Малые
архитектурные формы: беседки, скамьи, перголы и др.
8. Места
для костра, печи.
9. Геопластика
(создание холмов).
10. Разработка
исцеляющих ландшафтов.
11. Устройство небольшого (декоративного)
водоема.
12. Личный опыт обустройства участка с показом
фотографий.
Этап 7. Подсобные помещения на участке (погреба, сараи, души и т.п.)
Этап 8. Родовое поместье как модель устойчивого образа жизни.
1. Что
такое Родовое поместье.
2. Зачем
нужно Родовое поместье.
3. Обоснование
1 га.
4. Обустройство
Родового поместья.
5. Экопоселения
как выход из тупикового технократического образа жизни.
6. Экономическая
целесообразность создания Родовых поместий.
Практические занятия
1.
Обустройство умного огорода.
1.1.
Обучение работе плоскорезом Фокина, косой, триммером.
1.2.
Разбивка огорода на грядки.
1.3.
Устройство стационарных грядок (приподнятые грядки, грядки-короба,
грядки-гребни, тёплые грядки ).
1.4.
Мульчирование грядок.
2.
Устройство полива.
2.1.
Полив с помощью пластиковых бутылок.
2.2.
Установка системы капельного орошения.
2.3.
Опрыскивание растений.
3.
Посадка плодовых растений.
3.1.
Семенами.
3.2.
Саженцами.
3.3.
Черенкованием.
3.4.
Отводками.
3.5.
Прививки и формировка сада.
3.6.
Посадка овощных культур (картофель, огурцы, помидоры, тыквы, капуста,
редиски, луки, салаты, кукуруза, фасоль, пряные травы).
4.
Приготовление ЭМ-препаратов, способы применения биопрепаратов,
приготовление баковых смесей.
5.
Заготовка и хранение урожая (погреб, бурты, консервация
естественными способами, сушка).
6.
Устройство живой изгороди.
7.
Подбор посадочного материала: выезд в лес и спец. питомники.
8.
Создание естественного растительного покрова: понятие о
луговых травах, покос, изготовление травосмесей и подсев.
9.
Мульчирование и
декоративное оформление приствольных кругов деревьев.
10.
Создание симбиоза:
деревья, многолетники, однолетники, грибы, бактерии.
11.
Разведение грибов на
участке.
12.
Создание плодородного слоя на земельном участке путем
утилизации собственных органических отходов и местной растительности с
внесением живой микрофлоры, создание
компоста.
13.
Формирование устойчивого гармоничного ландшафта:
-
Формирование функциональных
зон и их взаимосвязь.
-
Разбивка дорожек.
-
Устройство, оформление и озеленение пруда с целью создания
устойчивой экосистемы.
-
Обустройство мест отдыха.
-
Устройство защитных валов, холмов, высоких гряд.
-
Разработка композиции и посадка цветника.
-
Обустройство мест для детских игр.
-
Малые архитектурные формы.
-
Подготовка и посев лужаек.
-
Аптечные огороды и аромацветники.
14.
Обустройство экотуалета и очистка серых сточных вод.
15.
Благоустройство родников.
16.
Строительство погребов и др. хозпостроек.
17.
Раздельный сбор мусора. Варианты использования органических
отходов. Возможности более разумного использования неорганического мусора.
Составляющие программы, которые проводятся факультативно:
1.
Строительство дома, кратерных садов, малых архитектурных форм.
2.
Альтернативная энергетика.
3.
Здоровый образ жизни.
3.1.
Оздоровительные методики.
3.2.
Здоровое питание.
-
Основы пищеварения.
-
Сыроедение.
-
Съедобные и целебные дикорастущие травы.
4.
Экологическое мышление и экологический образ жизни.
5.
Поиск своей половинки, создание гармоничной семьи, психология
взаимоотношений.
6.
Осознанное зачатие, рождение и воспитание детей.
7.
Домоводство.
8.
Изучение природных ландшафтов в местах силы и природных
заповедниках, расположенных в различных природных зонах на территории Украины:
полесье, лесостепь, степь, Крым, Карпаты, интразональные ландшафты.
|